Главная / Бизнес / Современные механизмы повышения конкурентоспособности предприятия
Современные механизмы повышения конкурентоспособности предприятия

Современные механизмы повышения конкурентоспособности предприятия

В современных экономических условиях, которые сложились в нашей стране, постоянно появляются новые предприятия. Но не все вновь созданные объекты хозяйствования могут использовать ресурсы и наладить прибыльную деятельность.

Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли — естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как ключевая характеристика рынка, имеет особое влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, иметь конкурентоспособность.

Успешная адаптация предприятия к быстрым изменениям современной рыночной среды и его способности к конкуренции зависит от эффективного использования концепций управления конкурентоспособностью.

Применение в теории и практике управления предприятиями системного подхода осуществляется с целью обеспечения более эффективной деятельности предприятия. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия предполагает рассмотрение объекта управления как целостной модели и необходимость обеспечения взаимосвязи всех ее элементов. Изменение одного из элементов системы приводит к изменению других элементов.

Значение системного подхода к управлению конкурентоспособностью предприятия заключается в том, что он позволяет всесторонне оценить систему управления, как в целом, так и на уровне конкретных конкурентных преимуществ:

а) входа (продукция, услуги, информация);
б) процесса (преобразование ресурсов в результат);
в) выхода (обеспечение материальными, финансовыми, трудовыми, информационными и другими видами ресурсов).

Итак, в общем виде понятие «система» характеризуется:

а) наличием ряда элементов;
б) наличием связей между ними;
в) целостным характером данного явления или процесса.

Любая организационная система должна строиться на определяющих принципах. Принцип определяют как исходное положение экономической теории, основное правило (руководящее направление) организации конкретной экономической деятельности. Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется на основе принципов формирования устойчивой конкурентной позиции, предложенных экономистами — комплексности, системности, динамичности, непрерывности, оптимальности и конструктивности, и основных принципов теории конкуренции — эквифинальности, инкрементализма, эмерджентности.

Эффективности системы управления, построенной на вышеуказанных принципах, можно достичь лишь при условии учета и обеспечения единства цели, действия всех составляющих и процесса внутренней и внешней политики предприятия, системы мотивации, для заинтересованности исполнителей.

В основе построения системы конкурентоспособности предприятия лежит интегрированный подход к основным функциям управления: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.

Современные условия рыночной экономики требуют усовершенствования указанных методов, применение комплексного подхода для осуществления финансовых, организационных, технических, технологических мероприятий и т.п.. Согласно этому предлагается современная система мер управления для повышения конкурентоспособности предприятия. Она состоит из отдельных направлений деятельности предприятия, которые взаимосвязаны между собой. Вместе с тем, каждое направление можно рассматривать как подсистему, включающую в себя разнообразные компоненты, нацеленные на повышение конкурентоспособности предприятия в зависимости от изменений рыночной среды.

Итак, основным механизмом повышения конкурентоспособности предприятия является использование системного подхода к управлению конкурентоспособностью предприятия, что позволяет оценивать уровень развития каждой подсистемы и сконцентрировать усилия управления в наиболее приоритетном направлении. Необходимо использовать полный набор стратегических возможностей, определять приоритеты в развитии в соответствии с намеченными целями; отражать последовательность планирования и управления с целью эффективного функционирования на рынке.

Современные механизмы повышения конкурентоспособности предприятия
5 (100%) 1 vote

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *